0.00 руб. - 0

Технология ткачества

Одним из самых распространённых видов традиционного народного искусства на Вологодской земле было узорное ткачество. Особенно славились своим искусством мастерицы деревень, расположенных вокруг Череповца. Они составляли яркие многоцветные узоры из геометризированных фигур, которые располагали полосами или заполняли орнаментом все изделие.

Узорным ткачеством украшали полотенца, подолы и рукава женских рубах, передники, скатерти – столешники и другие бытовые вещи. Ткачихи прекрасно владели различными техниками ткачества: браной, ремизной, выборной. Геометрический орнамент составляли из ромбов, крестов, гуськов, свастик, крючьев и т.д. В далекие времена такие фигуры были символами плодородия, благополучия, изобилия. Со временем значение орнаментов утратилось, они стали просто красивыми узорами, искусство которых передавалось из поколения в поколение.

Фабрика ручного ткачества ООО «Фабрика «Красный ткач» сохраняет и возрождает традиции северного узорного ткачества – технически самого сложного вида украшения тканей.

Сущность ткачества состоит в создании орнамента и узорной структуры в самом процессе тканья. Для этого служит специальное приспособление – ткацкий станок с натянутыми продольными нитями основы, которую поперек переплетают нитями утка. Простейший способ полотняного переплетения нитей мастера дополняют различными приемами и усовершенствованиями.

Технологический процесс ткачества – трудоемок и длителен. Он состоит из нескольких этапов: подготовки основы, подготовки утка, самого ткачества.


1 этап – ПОДГОТОВКА ОСНОВЫ

Работы по подготовке основы – очень кропотливы. Как уже было замечено ранее, основа представляет собой продольные нити, которые привязывают на ткацкий станок определенным образом и под натяжением. Далее они будут перекрываться поперечными нитями утка, образуя узор.

Основа готовится на ручной сновальной раме: сновальщица закрепляет нить на верхнем конце рамы, далее накручивает вокруг рамы необходимое количество кругов – метров, закрепляет нить в нижнем конце рамы, а далее возвращается наверх, повторяя количество кругов. Этот процесс называется одним оборотом нити. Этот процесс повторяется необходимое количество раз (обычно 100 раз), на данном этапе закладывается длина основы и плотность ткани по основе.

Когда основа для будущей ткани готова, со сновальной рамы она снимается в косу.

Косу навивают на катушку для ткацкого станка. Катушка переносится на станок.
Далее основу связывают с предыдущими нитями на станке: мастер связывает каждую ниточку и делает до 2 000 узелков.

Более того, каждая ниточка основы подается по заправочному рисунку в галево ремиз (в старину галево называли «нитченки»).

Набор галев («нитченок») на всю ширину ткани образует ремиз.

Количество таких ремиз на станке также зависит от заправочного рисунка (у каждой ткани он свой).

На нашем производстве ремиз на станке может быть от 2х до 9ти. Каждый ремиз на станке подвязывается к подножкам и журавликам каретки.

Это позволяет поднимать и опускать ремизы с нитями основы и переплетать их с нитями утка в определенный узор, который так и называется – «ремизный».

Итак, основа на станке готова. Теперь можно приступать к следующему этапу подготовительных работ.

2 этап – ПОДГОТОВКА УТКА

Процесс подготовки утка заключается в следующем: пряжа тростится в необходимое количество сложений нити, а затем навивается на цевки.

Цевка вставляется в челнок, которым и работает ткачиха в процессе создания ткани.

 3 этап – ТКАЧЕСТВО

Узорное ткачество – это узор, создаваемый утком, с использованием разных техник. Мастерицы нашего предприятия владеют всеми техниками узорного ткачества. Каждая техника – своеобразна, требует определенных навыков и умений.

БРАНАЯ ТКАНЬ  – двусторонняя: на лицевой стороне рисунок образован настилом утка, а на изнанке – настилом основы; она выполняется с помощью «бральницы» – специальной дощечки (лопатки), узор выкладывается по счету нитей рисунка  цветными утками, которые частично перекрывают основу.

Эта техника издавна использовалась мастерицами для украшения небольшой части изделия, чаще всего – краев полотенец, подзоров, подолов рубах.
Узоры браного ткачества – очень разнообразны. В одних – орнамент чисто геометрический: ромбы, полуромбы, восьмиконечные звезды, розетки. В других – геометризированные фигуры людей, животных, птиц, дерева. Все они располагаются строгими горизонтальными рядами.

ВЫБОРНАЯ ТКАНЬ – по структуре сходна с браной, но уток в ней не одноцветный, а узор делится на несколько участков, причем каждый выполняется отдельной нитью в одну и другую стороны. Узор может быть выполнен и на средней части полотна в виде ромбов, розеток.

 

АЖУРНУЮ ТЕХНИКУ ткачества также можно назвать разновидностью браного ткачества. Узор получается из мережек, которые перевиваются левой рукой – по две или более нитей и продеваются на дощечки-бральницы. Узор получается скромный и изысканно красивый: крупный, строго геометрический: ромбы, треугольники, косые кресты – по диагональным линиям, по клеткам, по горизонтальным линиям.

МНОГОРЕМИЗНОЕ ТКАЧЕСТВО  – техника, при которой узор создается на множестве «ремизок»: от 3х до 9ти. Рассчитывать узор в данной технике нужно на стадии заправки ткацкого станка, что требует от мастера внимательности и сложных математических расчетов (см. этап подготовки основы). Прорисовать и рассчитать узор – это задача художника.

В этой технике ткется практически весь ассортимент изделий фабрики. Получаемая в результате переливчатая фактурная поверхность ткани придает неповторимую изысканность и привлекательность.

В технике ПОЛОТНЯНОГО ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ ткется однотонное белое или серое полотно для традиционных рубах, косовороток и полотенец; многоцветная «пестрядинная» полосатая и клетчатая ткань используется для юбок, сарафанов и других видов традиционной одежды и костюмов; а также для дорожек и покрывал.

В большинстве изделий Фабрики совмещено сразу несколько техник ткачества: изделия выполняются в ремизно-браной технике, ремизно-выборной, ремизно-ажурной техниках.